icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Балтийское время
15:03
Суббота, 10 Апреля
Курсы валют
сегоднязавтра
91.62 91.78
77.10 77.17
Рекламный баннер 990x90px top

США на Ближнем Востоке: смена акцентов?

2021-04-06

Сергей Саенко, международный обозреватель

На минувшей неделе газета The Wall Street Journal (WSJ) сообщила, что президент США Джо Байден поручил Пентагону начать вывод части американских сил и вооружений из зоны Персидского залива. По словам источников издания, Вашингтон уже передислоцировал три батареи зенитных ракетных комплексов Patriot, а также планирует переместить с Ближнего Востока ряд «разведывательных систем». Как утверждается в публикации WSJ, цель всех этих перемещений – «сосредоточиться на государствах, которые официальные лица считают основными соперниками на международной арене, в их числе Китай и Россия».

Кроме того, в Пентагоне намерены принять меры, чтобы в большей степени переложить бремя защиты территории Саудовской Аравии с Вашингтона на Эр-Рияд. В частности, рассматривается возможность дополнительной подготовки саудовских военных, а также предоставления им новых видов вооружений. Ранее, напомним, администрация Байдена неоднократно заявляла о намерении провести «перенастройку отношений» с королевством. Представители Минобороны США отказались сообщить WSJ подробности о предполагаемом сокращении военных активов. Официальные лица Саудовской Аравии также не ответили на просьбу газеты прокомментировать сообщения по этому поводу. Однако и без этих комментариев ясно, что Вашингтон решил сосредоточиться на противоборстве с Пекином и Москвой.

Одновременно Белый дом будет пересматривать свои отношения со странами Персидского залива, и начал он этот процесс с Саудовской Аравии. На прошлой неделе США объявили, что не исключают возможности введения санкций против саудовского наследного принца Мухаммеда бен Сальмана за нарушение прав человека, в том числе за его причастность к убийству диссидента Джамаля Хашкаджи. К слову, ранее администрация Байдена решила прекратить поддержку военной операции Саудовской Аравии в Йемене и приостановить поставки в эту страну наступательных вооружений.

Можно предположить, что адресатами перестройки отношений Вашингтона с Эр-Риядом стали Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Оман, в которых с демократий, по мнению Вашингтона, также не все в порядке. Кроме того, как стало известно изданию Politico, нынешняя американская администрация вообще исключила Ближний Восток из числа районов мира, наиболее важных для внешней политики США. Как заявил газете один из советников президента Байдена, в первую тройку приоритетов Белого дома сегодня входят Азиатско-Тихоокеанский регион, Европа и Западное полушарие, а также соперничество с Китаем и Россией.

А что же Пекин и Москва предпринимают в ответ на действия США на Ближнем Востоке? В марте Китай решил заявить о себе как о ведущем политическом игроке на Ближнем Востоке. Так, в конце прошлого месяца глава китайского МИД Ван И совершил турне по странам региона, во время которого посетил Иран, Саудовскую Аравию, Турцию, ОАЭ, Бахрейн и Оман. Во время этой поездки он выступил с неожиданным предложением и пригласил представителей палестинской и израильской сторон для проведения переговоров в Китае. По словам Ван И, Пекин планирует уделить особое внимание этому вопросу в период своего скорого председательства в Совбезе ООН. Но и эта тема – не единственная, на которую собирается продвигать КНР. Китайский министр во время своего турне упоминал в своих речах конфликты в Сирии и Йемене, говоря о готовности Пекина приложить свои усилия к их решению.

Следует отметить, что Ближний Восток важен для Китая не только с экономической точки зрения, как главный поставщик энергоресурсов в Поднебесную и важный торговый партнер, в том числе и в военно-технической сфере. У КНР очень тесные связи сразу со всеми странами региона: нет ни одной страны, где бы Пекин не присутствовал явным и серьезным образом. Китай, судя по всему, давно уяснил для себя, что преимущественно мусульманский Ближний Восток – ключ к гарантиям его безопасности. Именно этим можно объяснить его политический приход на Ближний Восток, которого давно ждали. Совершенно очевидно, что своими действиями Китай явно хочет выступить в качестве альтернативы США в данном регионе.

В свою очередь Москва также заинтересована в развитии отношений со странами Ближнего Востока. В значительной степени интересы России и Китая в этом регионе совпадают, т.к. само поле конкуренции – не очень большое. Китайцы закупают там в основном энергоресурсы и поставляют туда многие виды промышленной продукции, а мы поставляем в регион сельхозпродукцию, небольшое количество машин и оружие. Конкуренция существует лишь в отдельных видах вооружения. К тому же Москва и Пекин тесно координировать работу в этом регионе, в частности, проводят межмидовские консультации.

То, что Россия по-прежнему придает огромное значение взаимоотношениям со странами Ближнего Востока, со всей наглядностью продемонстрировала состоявшаяся на прошлой неделе десятая Ближневосточная конференция, проведенная в Москве международным дискуссионным клубом «Валдай» и Институтом востоковедения РАН. Одним из основных спикеров на этом форуме был министр иностранных дел России Сергей Лавров, который в своем выступлении обозначил логику российской внешней политики в этой части мира.  По его словам, Москва стремится примирить интересы разных сторон на Ближнем Востоке, исходя из того, что в силу географических факторов этот регион не утратит «колоссального геополитического значения» даже после постепенного перехода человечества к безуглеродной экономике.

По тональности выступления Лаврова подтверждалась все более очевидная в последнее десятилетие тенденция: роль России в переживающем драматические перемены регионе заметно возросла, наша страна вовлечена в разрешение многих проблем Ближнего Востока, но, в отличие от Запада, никому ничего не навязывает. Комментируя ситуацию в Ливии, глава российского МИД заверил, что Москва будет способствовать проведению в стране инклюзивных выборов, которые пока назначены на 24 декабря 2021 года, с учетом интересов всех политических сил, включая Ливийскую национальную армию и сторонников экс-главы страны Муаммара Каддафи.

Подробно Лавров остановился на урегулировании конфликта в Сирии, заметив, что в скором времени проправительственная делегация Дамаска может впервые напрямую встретиться с оппозицией на заседании конституционного комитета. Помимо этого он озвучил сохраняющуюся готовность Москвы предоставить площадку для переговоров по другой давней «болячке» региона – конфликту между Израилем и Палестиной. Лавров назвал «обнадеживающим» возобновление деятельности «квартета» международных посредников по ближневосточному урегулированию (Россия, США, ООН, ЕС), а также приветствовал сигналы из администрации Байдена, которая намекала на поддержку формулы двух государств.

источник